Дмитрий
Питиримов Ташкент, Узбекистан, март 2007 г.
Ханака, ханега, хонако (от перс. «хане» — «дом» и «га» — «место»),
«такия» (араб.), «завия» (арабский, преимущественно в Северной Африке) -
мусульманские культовые сооружения типа странноприимных домов, которые обычно
являлись обителями дервишей (суфиев) и центрами пропаганды суфизма. Со временем
ханака превратились в комплексные сооружения (иногда монастырского типа),
включающие кельи, мечеть, зал для радений, усыпальницу патрона и др.
Развитее идеи
Прообразом ханака являлись примитивные кельи (часто подземные), дававшие
приют паломникам, которые прибывали к культовым захоронениям для поклонения и
уединения. Хорошо сохранившаяся подземная келья (чиллахона) 12-го столетия
находится у стен Мавзолея Шейха Зайнудина в Ташкенте (Узбекистан).
Развитие идеи ханака происходило там, где на местах паломничества
возводились крупные сооружения: мавзолеи и мечети, имевшие пристройки для жилья
в виде келий - худжр и помещение для приготовления пищи, называемое ошхона.
Большинство ханака представляют собой сгруппированные вокруг центрального
купольного зала или двора постройки, которые по форме, композиции и декору
соответствовают особенностям архитектуры данной местности и эпохи.
Появление в структурах больших купольных залов, со временем ставших
непременным атрибутом ханака, объясняется, в том числе, своеобразной сакральной
традицией, зародившейся в суфийских общинах X-XI вв. Эта традиция
предусматривала пение и музицирование с использованием инструментов камерного
звучания, рассчитанных на помещения закрытого типа (струнные - рубаб, чанг и
другие; духовые – най, ударные - дойра) во время религиозных церемоний (радений)
суфистов. Маджлисы (собрания) в ханака с певцами и музыкантами были одним из
излюбленных видов развлечения у бухарской учащейся молодежи XIX - начала XX в.
(имеются свидетельства современников, в частности, Садриддина Айни). На этой
почве складывалась профессиональная специализация суфийских певцов и
декламаторов – «кавваля», «закира», «хафиза», усиливалось ее
художественно-музыкальное начало. Что вело к более строгой избирательности в
отношении типа помещения и учету его акустических характеристик. В
среднеазиатской архитектуре известны факты сознательного увеличения акустических
возможностей залов ханака при помощи укладки в их стены керамических кувшинов,
обращенных своими отверстиями внутрь помещения.
По оценке самих суфистов ханака – это место освобождения от религиозного
формализма и мистического раскрепощения духа для общения с Богом: «Входя в
ханаку, суфий говорит себе: “Я пришел пожертвовать собою ради Друга”. Он видит
Друга в каждом из своих собратьев-дервишей, а в жертву здесь приносится наше
эго».
Слияние мечети и ханаки, фактически символизировавшее слияние
официальной религии и суфизма, широко наблюдается в позднесредневековый период.
Здания такого типа, называвшиеся мечетями-ханака, являлись, как правило,
многокамерными, что позволяло совместить в них различные функции (собственно
мечети, ханаки, частично - медресе, мазара и др.).
Разновидности ханака
В зависимости от первоначального ядра можно говорить о мавзолеях-ханака
(Мавзолей Каффола Шоший (1542) в Ташкенте, Узбекистан), мечетях-ханака (Ходжа
Зайн ад-Дин комплекс первой половины XVI в. в Бухаре, Узбекистан), и собственно
ханака (Ханака Диван-беги 1619/1620 гг. в Бухаре, Узбекистан). Эта ханака,
благодаря расположению и размерам (сторона квадратного купольного зала – 11,2 м)
в течение столетий являлась крупным культурно-религиозным центром Бухары.
Ханака Надира Диван-беги
Ханака Надира Диван-беги представляет собой прямоугольное здание с
купольным крестообразным перекрытием и нетрадиционным вытянутым и узким главным
порталом. Зал однокупольный с неглубокими нишами по сторонам. Ниши зала
декорированы сталактитами. В углы и боковые стены здания в 2 этажа вписаны
худжры. Здание имеет центральный и боковые порталы. Оформление главного портала
выполнено довольно консервативно, за исключением растительного элемента в
графике. Границы центрального портала выделены при помощи эпиграфического
орнамента. По бокам фасад здания обрамлен башнями, срезанными на уровне стен.
Источникии
1. Александр Джумаев. Среднеазиатская ханака, суфийские предписания о
слушании (сама’) и традиции духовных песнопений (хонакои) Ташкент, Узбекистан.
2. Назилов Д.А. Архитектура горных районов Узбекистана. Ташкент, 1984.
3. Сухарева О.А. Квартальная община позднефеодального города Бухары. М.,
1976.
4. Захидов П.Ш. О школах зодчества Узбекистана (XIX- начало XX вв.)- В кн.:
Искусство зодчих Узбекистана. Вып. IV. Ташкент, 1969.
5. Маньковская Л.Ю. Типологические основы зодчества Средней Азии (XI-
начало XX в.) Ташкент, 1980.
6.
Ханака
7.
Пространство Ханаки
|