<- Пои Калян |
|
Далее -> |
Комплекс Пои КалянНа подходе торговой улицы к главному перекрестку шахристана сложился центральный ансамбль Бухары, формирующий ее неповторимый силуэт — Пои Калян (Пои Калян Комплекс), то есть "подножие Великого", подножие великого минарета Калян. Это историческое место. К югу от Арка традиционно, с 713 г., строились, рушились, восстанавливались после пожаров и войн, перемещаясь с места на место, здания главной соборной мечети города. Последнее такое здание, предшествующее существующей мечети Калян, на этом месте было возведено в 1121 г. караханидским правителем Арслан-ханом; она сгорела во время захвата Бухары полчищами Чингиз-хана (по другим сведениям мечеть была одним из немногих сооружений в городе, которые не сгорели, поскольку были сооружены из кирпича). От ансамбля XII в. сохранился величественный минарет, возведенный в 1127 г. перед главным фасадом несохранившейся мечети Арслан-хана. Калян минаретДоминанта ансамбля —
минарет Калян (Минарайи
калан) — господствующий над городом гигантский вертикальный столб.
Значение его выходило далеко за пределы практического назначения: для
возглашения призыва на молитву достаточно было подняться па крышу
мечети, как это и делалось в первые века после установления ислама;
позже для этого стали использовать башни римских святилищ, колокольни
христианских церквей, зороастрийские "башни огня" и другие вертикальные
сооружения, разнообразные типы которых сложились у разных народов мира
задолго до ислама. Слово "минарет" происходит от арабского "минора"
"место, где что-то зажжено". Калян мечетьПоследнее здание соборной Мечети Калян (Маджид-и калан) завершено в 1514 г. Оно равно по масштабу зданию мечети Биби-ханым в Самарканде. Под её сводами собиралось до 12 тысяч человек. При едином типе здания — это совершенно различные произведения зодческого искусства. Прямоугольный двор обрамлен галереями, состоящими из 288 куполов. Основанием им служат 208 колонн. Продольная ось двора завершается максурой — портально-купольным объемом здания с крестообразным залом, над которым возносится голубой массивный купол на мозаичном барабане. Здание хранит много любопытных архитектурных находок. Например, круглое отверстие в одном из куполов. Внизу, через него можно видеть основание минарета Калян. А отступая шаг за шагом, можно сосчитать все пояса узорной кладки минарета и упереться взором в его ротонду. Медресе Мир-и Араб (1535-1536)Строительство
медресе Мир-и Араб приписывается
шейху Абдаллаху Йамани (из Йемена), духовному наставнику
ранних шейбанидов, более известному под именем Мир-и Араба. Шейх
Абдаллах
имел большое влияние на Убайдулла-хана (Муизз уд-Дин Абу-л-Гази
УбайдУлла-хан, сын Махмуд-султана, султан Бухары 1512—1533, хан Мавераннахра
1533—1539 ), оставившего значительный след в истории Бухары. Современники
рисовали его суровым воином. Он шесть раз водил свои войска в
опустошительные набеги на Хорасан. Воспитан был правитель в духе
суфистского миросозерцания и само имя "Убайдулла" было ему дано отцом в
честь знаменитого шейха XV века
Убайдуллы-ходжи Ахрора, родившегося под Ташкентом. Источник1. Дмитрий Пэйдж. Бухара. Путеводитель по архитектурным и историческим достопримечательностям 2. Dmitriy Page. The Guide to Bukhara. History and sights. См. также |